Главная страница WWW.JULES-VERNE.RU
Добро пожаловать в увлекательный мир Жюль Верна!
 
    
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
 
 

Что такое Tripadvisor?

Редкие и интересные книги Жюль Верна - мы следим - Вы покупаете. Новый раздел нашего сайта - Автоматический мониторинг самых покупаемых книг Жюль Верна!

deja-vu

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов WWW.JULES-VERNE.RU -> Обсуждение книг
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Marie Paganel



Зарегистрирован: 23.09.2007
Сообщения: 72
Откуда: Карелия

СообщениеДобавлено: Ср Авг 06, 2008 7:56 am    Заголовок сообщения: deja-vu Ответить с цитатой

Что-то тихо на форуме. Дайте-ка я вас развлеку!

Со мной произошла странная история. Поскольку она связана с творчеством Жюля Верна, то я наша возможным рассказать её здесь.

Собственно, всё просто. При подготовке к экзаменам я, дабы не отвлекаться на чтение новых книг и немного "расслаблять мозги", перечитывала по диагонали "20 000 лье под водой". Экзамен по литературе. Уж не помню, какой билет, но - лирика Лермонтова.
В целом, я Лермонтова уважаю и люблю. Его стихи действительно хочется учить наизусть и иногда читать для себя. Но что я могу сказать после такого совпадения!
Оцените. Две цитаты.

М.Ю.Лермонтов.
Код:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть.
Как я любил, за что страдал -
Тому судья лишь Бог да совесть.


Жюль Верн
Код:
Никто из людей не мог потребовать у него отчета в его действиях! Бог, если он верил в него, совесть, если он еще не потерял ее, были его единственными судьями.


После мне просто стало интересно: это такое совпадение или это так мысли сходятся у... гениев? Вполне понятное и ничуть не фантастическое совпадение, вовсе не цитирование. Но после этого я уже перечитывала остальные стихи с почти исследовательским интересом. И, надо же, наткнулась в самом классическом, всем известном "Нет, я не Байрон":

Код:
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!


Моя неуёмная фантазия настоятельно советует печатать последнее слово с заглавной буквы, так как в конце "20 000 лье" читаем:

Код:
Экклезиаст задал такой вопрос: «Кто мог когда-либо измерить глубины бездны?» Но дать ему ответ из всех людей имеют право только двое: капитан Немо и я


После этого вдвое интересней было читать "Тучки": "Нет у вас родины, нет вам изгнания";
"Парус": "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!";
а "Мцыри" я даже не открывала, помня, что там герой умирает вдали от родных гор.

В общем, на экзамен я пришла основательно начинавшись Лермонтова. Но попался мне, как назло, не он. В певом вопросе - Чехов. Во втором - Гумилёв. Я рассказывала наизусть "Капитанов", уже понимая, что пора перечитать и "Детей капитана Гранта", но только не вместе с "Открытием Америки"!
Smile
Спасибо за внимание.
А у вас такое было?

P.S. И, что странно, Байрона я читаю без подобных ассоциаций. Даже своего любимого "Корсара".


Последний раз редактировалось: Marie Paganel (Сб Фев 13, 2010 8:42 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алиса



Зарегистрирован: 05.01.2009
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Вт Янв 06, 2009 8:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень рада, что Вы тоже это заметили. Да, мне это знакомо. Могу добавить ещё кое-что.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу":

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

А это "Демон":

О, если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться и страдать,
За зло похвал не ожидать,
Ни за добро вознагражденья;
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть и не желать,
Всё знать, всё чувствовать, всё видеть,
Стараться всё возненавидеть
И всё на свете презирать!

Раннее стихотворение, написано в пятнадцать лет, называется "1830 июня 11 дня":

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа.
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей.
С такой душой ты бог или злодей.

Мне кажется, дело вот в чем: эти герои очень похожи. Желание сблизиться с людьми и страх перед этим сближением заставляют их жить в постоянном внутреннем конфликте. Никому не хочется быть одиноким, но боль, которую причиняет иногда человек человеку, действительно может вызвать желание навсегда отгородиться от мира железными стенами.
Спасибо за то, что Вы об этом написали.


Последний раз редактировалось: Алиса (Пт Дек 25, 2009 3:14 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алиса



Зарегистрирован: 05.01.2009
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Вс Май 17, 2009 1:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Между прочим, капитан Немо напоминает не только героев Лермонтова. Здесь, на сайте, названы герои Байрона и граф Монте-Кристо.

В одной из биографий Жюля Верна с ним сравнивается еще один герой Дюма – Атос. Пожалуй, это верно. И не только у этих героев, но и у этих книг много общего. В каждой из них четверо главных героев – люди четырех разных, ярко выраженных темпераментов. Это дает максимальное разнообразие характеров при минимальном количестве действующих лиц.

Главное, в чем похожи капитан Немо и Атос, наверное, вот что: на поведение этих героев в большой степени влияют их представления о том, как вести себя правильно. Эти принятые ими однажды правила выполняются неукоснительно, независимо от того, выгодно это или нет. Мотивация, направленная на следование нравственным нормам, имеет положительные стороны, но имеет и отрицательные: приходится действовать независимо от особенностей конкретной ситуации, которая может быть настолько сложной и неоднозначной, что ни в какие писаные правила не укладывается. Тогда стремление следовать четким правилам неминуемо заводит в тупик.

Еще один его «двойник» – Пугачев в «Капитанской дочке». В чем сходство? Во-первых, социальная роль – вождь повстанцев. Еще – величайшая сила характера, обаяние, благородство. Человеку, который никак не вписывается в границы, дозволенные обществом, в высшей степени свойственно то, что мы называем «харизма» или «энергетика». Необъяснимая сила притягивает к нему людей.

Очень интересна для меня его дружба с Гриневым, которая, по-моему, напоминает отношения Немо и Аронакса. Дружбе человека «правильного» и человека «неправильного» способствует не сходство характеров, судеб, вообще не какое-либо сходство, а наоборот, противоположность их характеров, взаимодополняемость личностных качеств, которая вызывает сильнейшее взаимное притяжение и симпатию. Еще сближает их благодарность, причем благодарность взаимная. Неприемлемые друг для друга поступки, черты характера и цели вначале нисколько этой дружбе не мешают, но в конце концов приводят к разрыву. «Правильный» человек уходит навсегда, но продолжает любить своего друга и понимает его, может быть, как никто другой.

Внутреннее родство чувствуется и в стихах Высоцкого: «Сердце готово к вершине бежать из груди» («Здесь вам не равнина»), «Лечь бы на дно, как подводная лодка, и позывных не передавать» («Подводная лодка»). А песни из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»! Особенно «Баллада о ненависти»:

…Погляди – что за рыжие пятна в реке,-
Зло решило порядок в стране навести.
Рукояти мечей холодеют в руке,
И отчаянье бьется, как птица, в виске,
И заходится сердце от ненависти!
…Ненависть – пей, переполнена чаша!
Ненависть – требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живет!

А «Охота на волков»! Здесь каждое слово о нем! Конечно, в основном это события из книги «Таинственный остров»:

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня - опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.

Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - Нельзя за флажки!

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же - вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?

Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.

Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня - не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Сцену боя с фрегатом из фильма "Капитан Немо" я часто смотрю, включая одновременно "Охоту на волков" - потрясающее впечатление!

Есть еще «Старинная солдатская песня» Окуджавы:

…Руки на затворе, голова в тоске,
А душа уже взлетела вроде.
Для чего мы пишем кровью на песке?
Наши письма не нужны природе.

Эту строфу можно эпиграфом к роману поставить!

А если подытожить, то он - романтический герой. И похож на всех остальных романтических героев. Но что интересно – не во всех эпизодах. В романе как бы две его параллельные психологические характеристики – романтическая и реалистическая. Одновременно, точнее попеременно, изображается невероятный, безукоризненный идеал – и личность, изображенная вполне правдоподобно, со всеми ее недостатками и слабостями, человек непростой и интересный, благородный, без сомнения, но совсем не похожий на идеального героя – человек такой, как он есть. Мы видим его метания и сомнения, его искреннее горе, его борьбу с самим собой, отчаянные поиски выхода и невозможность его найти, невозможность примирения с собой и с миром. Помните эти горькие слова из «Таинственного острова»: «…память о тех временах, когда я был мужем и отцом, когда я верил, что на земле возможно счастье». Да, его трудно назвать счастливым. И как восхищает его мужество, его способность действовать, бороться и радоваться, несмотря на страдания, которые он испытывает!


Последний раз редактировалось: Алиса (Сб Май 29, 2010 4:34 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Marie Paganel



Зарегистрирован: 23.09.2007
Сообщения: 72
Откуда: Карелия

СообщениеДобавлено: Вт Июн 23, 2009 10:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алиса, и Вам спасибо, за подробный ответ.
Значит, с головой моей всё в порядке. Лучше почитаю что-нибудь литературоведческое, чтобы в дальнейшем быть готовой к подобным ассоциациям, возникающим на ровном, казалось бы, месте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алиса



Зарегистрирован: 05.01.2009
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Ср Июн 24, 2009 11:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пожалуйста!

Кажется, поиск литературных героев, похожих на капитана Немо, становится моим хобби. Во-первых: как же мы, говоря о Лермонтове, умудрились забыть о Печорине? Вот, например:

Цитата:
Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, … никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.


Цитата:
...Честолюбие есть не что иное, как жажда власти, -а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости?

Белинский, "Герой нашего времени":
Цитата:
...В этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь.


И еще – Овод. Здесь, наверное, можно без комментариев. Близнецы-братья – как в хорошем, так и в плохом.

Этого персонажа включаю не без колебаний – Жоффрей де Пейрак. Правда, он более идеализирован и уж намного более циничен, но сходство все-таки есть. И биографии очень похожи.

А что вы думаете об этих стихотворениях:

***
Я всякое видел и думал, что знаю, как жить.
Но мне объяснили: не тем я молился Богам.
Я должен был жизнь на добро и любовь положить,
А я предпочёл разменять на отмщенье врагам.

Воздастся врагам, мне сказали. Не ты, так другой
Над ними свершит приговор справедливой судьбы.
А ты бы кому-то помог распроститься с тоской,
Надежду узреть и о горе навеки забыть.

Ты грешен, сказали, ты книг золотых не читал.
Ты только сражаться науку одну превзошел.
Когда воцарится на этой земле Доброта,
Такие, как ты, не воссядут за праздничный стол.

Чем Зло сокрушать, мне сказали, ты лучше беречь
Свободы и правды крупицы в душе научись...
Но те, на кого поднимал, я свой мстительный меч,
Уже не загубят ничью беззащитную жизнь.

Я буду смотреть издалёка на пир мудрецов,
Пир праведных душ, не замаранных чёрной виной.
И тем буду счастлив, поскольку, в конце-то концов,
Туда соберутся однажды спасённые мной.


***
Утратив в неволе надежду на солнечный свет,
Душа замирает, и сердце смолкает в груди.
И кто-то шепнёт: «Всё равно избавления нет…»
Кто сломленным умер в темнице – ты их не суди.
И тех не суди, кто, не вынеся груза цепей,
Спастись не умея и тщась досадить палачам,
Все счёты покончил в один из безрадостных дней…
Не лучше ли сразу конец – и себе, и цепям?
Не смей укорять их за то, что они не смогли
С таким совладать, что не снилось тебе самому.
На собственной шкуре попробуй сперва кандалы…
А впрочем, не стану такого желать никому.
Я знал и иных – кто оковы едва замечал,
Строку за строкой составляя в рудничной пыли
Трактат о любви и о битве вселенских начал…
Те люди – что солнца: они и во мраке светлы.
Я был не таков. Я был зол и отчаянно горд.
Я знал, для чего меня Боги от смерти хранят.
Сперва отомстить за измену, за лютый разор -
Тогда только пращуры примут с почётом меня.
Я смертью за смерть расплатился и кровью за кровь.
За всех, кто до срока ушёл в беспредельную тьму.
За всех, превращённых в клубки из когтей и клыков…
Такого я тоже не стану желать никому.

***
Одинокая птица над полем, кружит.
Догоревшее солнце уходит, с небес.
Если шкура сера и клыки что ножи,
Не чести меня волком, стремящимся в лес.

Лопоухий щенок любит вкус молока,
А не крови, бегущей из порванных жил.
Если вздыблена шерсть, если страшен оскал,
Расспроси-ка сначала меня, как я жил.

Я в кромешной ночи, как в трясине, тонул,
Забывая, каков над землей небосвод.
Там я собственной крови с избытком хлебнул –
До чужой лишь потом докатился черёд.

Я сидел на цепи и в капкан попадал,
Но к ярму привыкать не хотел и не мог.
И ошейника нет, чтобы я не сломал,
И цепи, чтобы мой задержала рывок.

Не бывает на свете тропы без конца
И следов, что навеки ушли в темноту.
И ещё не бывает, чтоб я стервеца
Не настиг на тропе и не взял на лету.

Я бояться отвык голубого клинка
И стрелы с тетивы за четыре шага.
Я боюсь одного — умереть до прыжка,
Не услышав, как лопнет хребет у врага.

Вот бы где-нибудь в доме светил огонек,
Вот бы кто-нибудь ждал меня там, вдалеке...
Я бы спрятал клыки и улёгся у ног.
Я б тихонько притронулся к детской щеке.

Я бы верно служил, и хранил, и берёг —
Просто так, за любовь! — улыбнувшихся мне...
...Но не ждут, и по-прежнему путь одинок,
И охота завыть, вскинув морду к луне.

Стихотворения, конечно, не без недостатков, но что-то в них есть. И они так соответствуют теме, что не привести их я просто не могла. Это «Волкодав» Марии Семеновой.


Последний раз редактировалось: Алиса (Пн Сен 06, 2010 7:00 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алиса



Зарегистрирован: 05.01.2009
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сходство отыскалось там, где меньше всего можно было ожидать: в «Малыше и Карлсоне»! Вот. Доводы такие:

1. Карлсон – личность, яркая индивидуальность, он умен, храбр и оригинален. И он очень нуждается в проявлении своей исключительности и в признании, о чем говорит постоянно повторяющийся вопрос: «Отгадай, кто самый лучший в мире…?» (Кто, действительно, самый лучший в мире изобретатель подводных лодок, их строитель, первооткрыватель, благотворитель, ученый-естественник и т. д.?)

2. Ему противопоставляется Малыш – тихий, благовоспитанный, далеко не храбрый. Без Карлсона он на крышу не полезет, хотя и очень хочется. Но он умеет то, что неоценимо – он «лучший в мире друг». Как во всякой дружбе, отчасти поведение Малыша объясняется искренней симпатией, а отчасти – собственной выгодой. Карлсон Малышу помогает, многому учит, с ним получается то, что никогда бы не сделать в одиночку. И еще – с ним интересно и весело. Поэтому Малыш делает все, что хочет Карлсон, все ему прощает, то и дело хвалит, с немалым трудом преодолевает страх, делая то, что Карлсон ему предлагает. А Карлсон, зная, что он нужен, вовсю манипулирует Малышом. Как только ему что-то не понравится, он угрожает: «Вот возьму и улечу, если ты мне не уступишь».

3. Карлсон, поднимаясь в воздух, получает уникальную возможность делать то, чего не могут другие, а также избегать многих неудобств и неприятностей, в том числе нежеланной ответственности за свои действия (сравнить с возможностью погружаться под воду).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов WWW.JULES-VERNE.RU -> Обсуждение книг Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB